Страница:
74 из 77
?то возвращенiе к Богу нельзя понимать в смысле уничтоженiя личнаго самостоятельнаго существованiя духа, так как Екклесiаст ясно говорит о личном существованiи человека и за гробом . Если в III, 21 он ставит скептическiй вопрос , имеет ли человек преимущество перед скотом , и восходит ли дух его вверх , то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и следовательно признается продолженiе личнаго существованiя человека и после смерти. Но подобно другим священным мудрецам Екклесiаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом , он не знал новозаветнаго ученiя о воскресенiи из мертвых и потому не мог возвыситься над обычным представленiем о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состоянiе душ в общенiи с Богом .
8. Понятно, что Екклесiаст не мог находить полнаго утешенiя в такой вере в загробную жизнь человека и не имел основанiй отказаться от своих разсужденiй о суетности жизни. Напротив он видел здесь новое и самое сильное доказательство ея. Поэтому в своем заключительном слове он снова повторяет : суета сует , все суета. Лишь радостная весть новаго завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство.
9-14. ?пилог книги. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклесiаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст.
|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|