Страница:
76 из 77
Еврейскiй подлинник говорит здесь не о простых иглах , а о тех острiях , которыя находятся на палках , употребляемых погонщиками и пастухами. LXX верно перевели (слав. - "остны воловыя"). Мысль та, что слова мудрых подобно палке погонщика, будят людей от нравственнаго равнодушiя и лени, нудят их к исполненiю своего долга. Составители их от Единаго Пастыря. Единым Пастырем назван здесь Богь (ср. Пс. ХХII, 1; XXVII, 9). Сравнив слова мудрых с палкой погонщика и пастуха, писатель естественно употреблял образ Пастыря-Бога, Который, пася израиля, раздает мудрым жезлы с тем , чтобы они пасли людей (ср. Пр. X, 21).
12. Указав на высокое значенiе произведенiй мудрых , писатель в то же время предостерегает своего ученика от злоупотребленiя книгами, как от составленiя, так и от чтенiя многих книг . ?тот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу.
13. Выслушаем сущность всего, буквально: "конец (вывод ) всей речи". Заповедь: бойся Бога (взято из V, 6) и заповеди Его соблюдай (ср. IV, 17), составляет сущность книги и в то же время цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлаго эвдемонизма с другой.
14. Мысль об окончательном суде Божiем по выраженiю одного комментатора есть та нить Арiадны, которая вывела Екклесiаста из лабиринта его скепсиса. Ни для мрачнаго унынiя, ни для легкомысленнаго наслажденiя жизнью нет места там , где есть глубокая вера в Божественное воздаянiе.
|< Пред. 73 74 75 76 77 След. >|