Страница:
11 из 672
Затем Грааль чудесным образом насыщает всех собравшихся:
Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили.
(Парцифаль, 376)
Таким образом, подчеркивает Я. Шамрей, первоначально Грааль является как языческий символ изобилия, сила которого заключается в исполнении земных желаний (характерны слова: "преизбыток земного блаженства") и который также называется "и ростком, и корнем", что роднит его с образом мирового древа, вечного круга жизни. Во второй раз речь о том, что такое таинственный камень Грааля, заходит в беседе Пар-цифаля с отшельником Треврицетом, который рассказывает ему о некоторых свойствах камня и его историю. Теперь к единственному в предыдущем описании христианскому символу (копье) присоединяется ряд христианских образов, которые, впрочем, тоже, наверное, нельзя назвать всецело христианскими.
Например, образ пламени, источаемого Граалем,
В котором, раскинув крыла,
Птица Феникс сгорает дотла.
(Парцифаль, 470)
В христианской традиции Феникс считается символом воскресения, но в данном контексте
Вот она – взаимосвязь
Меж умираньем и обновленьем!
(Парцифаль, 470)
Трудно сказать, замечает Шамрей, какому символу отдается предпочтение: языческому – вечного взаимоперехода противоположностей, замкнутого круга – или христианскому – всеобщего воскресения мертвых.
|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|