Страница:
11 из 468
мужей не должно одобрять и упорно держаться их, точно также, как иупрекать их за оные, помня ту истину, что и святой человек, как человек, мог иногда ошибаться».
Что касается второго критерия — святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность», ибо, как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т. д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми. С другой стороны, некоторые еретики, например, Несторий, по внешней стороне своей личной жизни приближались к идеалу святости, однако это не позволяет причислять их к лику святых, ибо формальное применение только одного критерия не допускается соборным разумом Церкви. Вследствие чего «святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Святость жизни св. отцов служит:
a) ручательством духовной опытности их, как руководителей в святой христианской жизни,
b) основой их глубокого проникновения в истины христианского вероучения, по принципу Мф 5:16,
c) залогом их беспредельной преданности к истине и Церкви, как церковных учителей и защитников интересов Церкви».
{с. 7}
Поэтому третий критерий — признание Церкви — является главным и решающим фактором в определении границ понятия «отцы Церкви».
|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|