Страница:
464 из 473
«Кроме того, — замечает Тертуллиан о своем времени, — в Греции бывают в известных местах эти соборы, на которых сообща обсуждаются и более важные вопросы и которые служат средством торжественного представительства всего имени христианского». Впервые о соборах упоминается около 160 г. (Eus. V, 16), в Малой Азии, по случаю движения монтанистов. Затем соборы упоминаются во время пасхальных споров — около 196 г. Во времена Тертуллиана они представляли регулярный институт (дважды в год).
Таким образом, церковь представляется нам как союз самостоятельных единиц, объединяемых между собою общей целью своего существования и выражавших это свое единство фактически, когда представлялся к этому повод. Но эти средства выражения церковного единства имеют еще характер чрезвычайный. — Дальнейший вопрос — о том, как в самой организации, в административных порядках выражалось это единство? Представлял ли этот свободный союз церквей стройно расчлененное целое, части которого стоят между собой в отношении не только счинения (координации), но и подчинения (субординации)? Впоследствии это единство административное было проведено последовательно: епископский округ, παροικια, представлял собою объединение отдельных приходов, или даже нескольких хорепископий; известное число παροικιαιсоставляли из себя εραρχιαν — митрополитский округ, и несколько епархий образовали из себя διοικησιν — патриархат. Насколько эти отношения подготовлены в доконстантиновский период?
Как основная единица пред нами является παροικια, поместная церковь в тесном смысле, епископия.
|< Пред. 462 463 464 465 466 След. >|