Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма :: Томберг Валентин
Страница:
1094 из 1165
Следует иметь в виду, что символ - это не просто условный знак. Он проявляет свой архетип в силу определенного онтологического закона... символ есть в определенном смысле то, что он выражает. По этой причине традиционному символизму всегда присуща красота: согласно духовному взгляду на мир, красота предмета есть не что иное, как прозрачность его экзистенциальных оболочек; искусство, достойное этого названия, прекрасно, ибо оно истинно" (37: р. 8).
Таким образом, сакральное искусство основывается на изучении форм , а не на субъективном творческом порыве или на одном лишь субъекте.
"Когда историки искусства применяют термин "сакральное искусство" по отношению к любому религиозному по своей тематике произведению, они забывают, что искусство - это прежде всего форма. Строго говоря, искусство нельзя называть "священным" лишь на том основании, что его тематика берет начало в духовной истине; его формальный язык также должен исходить из того же источника. Этого никак нельзя сказать о религиозном искусстве Ренессанса или барокко, которое во всем, что касается стиля, ничем не отличается от светского искусства той эпохи; ни его тематики, чисто поверхностно и как бы литературно позаимствованной из религии, ни благочестивых чувств, которыми оно подчас проникнуто, ни даже благородства души, порою находящего в нем выражение, недостаточно для того, чтобы приписывать ему сакральный характер.
|< Пред. 1092 1093 1094 1095 1096 След. >|