Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма :: Томберг Валентин
Страница:
15 из 1165
Непроизвольное движение мысли и воображения — непроизвольные «колебания» ( вритти {6} ) «ментальной субстанции» ( читта ) — происходят автоматически; такое движение противоположно сосредоточению. Следовательно, сосредоточение возможно лишь при условии покоя и безмолвия , которые достигаются посредством прекращения непроизвольной, хаотичной деятельности ума и воображения.
Поэтому состояние «безмолвствования» предшествует тем состояниям, которые характеризуются словами «знать», «желать» {7} и «сметь». Вот почему в пифагорейской школе начинающих, или «слушателей», вначале подвергали искусу пяти лет молчания. Ученику разрешалось говорить только тогда, когда он «знал» и «смел» — т. е. лишь после того, как он освоил искусство молчания, что и составляет искусство сосредоточения. Право «говорить» получали те, чья речь более не была всего лишь результатом хаотичной игры «помыслов» и фантазий, — те, кто смел (т. е. был способен) их укротить, благодаря практике внутреннего и внешнего безмолвия, и благодаря той же практике знал , что говорит. Практикуемое, например, в монастырях траппистов безмолвие — silentium, — предписываемое для часов уединения, является лишь разновидностью того же исходного требования: «Йога есть прекращение колебаний ментальной субстанции», — или: «сосредоточение есть безмолвствование ума и воображения».
Необходимо, однако, различать два противоположных по сути вида сосредоточения: незаинтересованное — и заинтересованное .
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|