Страница:
11 из 191
И когда вера действительно отброшена, тогда вопрос: «Существует ли какой-нибудь бог?» обладает совершенно иным смыслом. Слово «бог» со всей его традицией, с его интеллектуальными и эмоциональными значениями — все это не бог. Слово не есть реальность. Так вот, может ли ум быть свободным от слова?
Посетитель: Я не знаю, что это значит.
Кришнамурти: Слово есть традиция, надежда, желание найти абсолютное, попытка обрести конечное, движение, которое придает жизненность существованию. Таким образом, само слово становится конечным пределом; однако мы можем видеть, что слово — это не вещь. Ум есть слово, и слово есть мысль.
Посетитель: И вы просите меня полностью освободиться от слова? Как могу я это сделать? Слово есть прошлое, это память. Жена — это слово, и дом — это слово. В начале было слово. Слово есть также средство общения, опознавания. Ваше имя — не вы, но все же без вашего имени мне нельзя было бы спросить о вас. И вы спрашиваете меня, может ли ум быть свободным от слова, то есть, может ли ум быть свободным от собственной деятельности.
Кришнамурти: В случае дерева предмет находится у нас перед глазами, и слово относится к дереву по всеобщему соглашению. А вот для слова «бог» нет ничего, к чему оно относилось бы; поэтому каждый человек создает собственный образ того, на что нет никаких указаний. Теолог делает это одним способом, интеллигент — другим; верующий и неверующий — своими различными способами. Надежда порождает эту веру, а затем искание.
|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|