Страница:
144 из 191
Посетитель: Тогда что мне делать, чтобы от всего этого освободиться? Жить в таком механическом состоянии — значит совсем не жить; однако все действия, все волевые усилия, все суждения обусловлены, так что, по всей вероятности, я не в состоянии повлиять на обусловленность чем бы то ни было, ибо все оказывается обусловленным! Я связан по рукам и ногам.
Кришнамурти: Сам фактор обусловленности в прошлом, настоящем и будущем — это «я», которое мыслит в понятиях времени, «я», которое совершает усилия; и вот теперь оно совершает усилия в потребности быть свободным; таким образом, коренной причиной всякой обусловленности является мысль, которая и есть «я». «Я» — это самая сущность прошлого, «я» — это время, «я» — это печаль; и это «я» старается освободиться от самого себя; «я» делает усилия, борется, чтобы достигать, отрицать, становиться. Такая борьба за то, чтобы стать чем-то, есть время, в котором заключено смятение, жадное стремление к большему и лучшему. «Я» ищет безопасности и, не найдя ее, переносит свои поиски на небеса; то же самое «я», которое отождествляет себя с чем-то более великим, в чем оно надеется утратить себя, будь то нация, идеал, какое-то божество, — это «я» и есть фактор обусловленности.
Посетитель: Вы все отняли у меня! Что же я такое без этого «я»?
Кришнамурти: Если нет «я», вы не обусловлены; это значит, что вы — ничто.
Посетитель: А может ли «я» прийти к концу без усилий со стороны самого этого «я»?
Кришнамурти: Усилие стать чем-то есть реакция, действие обусловленности.
Посетитель: Как же может остановиться действие «я»?
Кришнамурти: Оно может прекратиться, если вы увидите всю эту вещь, весь этот процесс.
|< Пред. 142 143 144 145 146 След. >|