Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров :: Шэн-янь
Страница:
469 из 486
Возможно также и, может быть, более вероятно, что взрыву не хватит энергии для того, чтобы полностью очистить сознание от привязанностей. Даже такой великий наставник, как Да-хуэй, не смог успешно погрузиться в свой первый взрывной опыт. Его учитель Юань-у (1063— 1135) сказал ему, что он умер, но вернулся к жизни. Его просветление было подтверждено в следующий раз.
Как вы видите, очень важно иметь надежного шифу, или учителя, который бы провел вас через все стадии практики. Попытка вызвать великое сомнение до того, как сознание успокоится, будет, по крайней мере, бесполезной, а в худшем — вызовет много волнений. И, наконец, результат просветления должен подтвердить наставник, так как только наставник может отличить истинное просветление от ложного.
Практика гунъань или хуатоу — это агрессивный, взрывной путь к просветлению; практика безмолвного озарения более спокойна. Но обе практики имеют одну и ту же цель реализации истинной природы сознания, которая является природой пустоты, природой Будды, мудростью и просветлением.
Буддизм и искусство
Лекция, прочитанная наставником Шэн-янем на открытии художественной выставки «Познание пустоты»
Я хотел бы подчеркнуть с самого начала, что я не являюсь экспертом в области эстетики или искусства, никогда не изучал ни теорию, ни историю искусства, и поэтому мой взгляд — это взгляд со стороны.
|< Пред. 467 468 469 470 471 След. >|