Страница:
170 из 200
БЕЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА (ка даг): основная природа всех существ, изначально незапятнанная никакими осквернениями, и пребывающая вне смятения и освобождения.
БЕСПОКОЯЩИЕ ЭМОЦИИ (ньон монгс па): пять ядов — желание, гнев, заблуждение, гордость и зависть — которые угнетают, беспокоят и мучат сознание. Непрерывное действие этих беспокоящих эмоций — одна из главных причин самсарического существования.
БЕЛИЗНА (дкар лам): первая стадия тонкого процесса растворения, «появления, увеличения и достижения».
БИНДУ (тхиг ле): 1) Красная и белая эссенции, 2)Сферы или круги света.
БЛАЖЕНСТВО, ЯСНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ МЫСЛИ (бде гсал ми ртог та): три временных переживания при медитации. Фиксация на них закладывает основания для перерождения в одном из трех миров самсары. При отсутствии фиксации на них, они являются украшениями трех кайй.
БОГ (лха): в этом контексте понятие «бог» относится к одному из шести классов существ.
БОДХИЧИТТА (бьянг семе, бьянг чуб кьи семе): «пробужденное состояние сознания». 1) Стремление достичь просветления ради блага всех существ. 2) В контексте Дзогчена или Махамудры — изначально присущая пробужденность пробудившегося ума; то же, что «ригпа», осознавание. 3) Капля жидкости, появляющаяся иногда из ноздрей после смерти.
БОДХИЧИТТА ПРИМЕНЕНИЯ ('джуг па'и бьянг чуб кьи семе): приняв обет бодхисаттвы, практикующий старается применить на деле свое желание освободить всех существ. Состоит, в основном, из практики парамит.
|< Пред. 168 169 170 171 172 След. >|