Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 367 из 540



«Ведь если бы я узнал, почему христианством утверждается догмат о Святой Троице, я бы мог обсудить основания этого догмата, и если бы я увидел, что не принять этих оснований я не могу, то я уж не мог бы подумать о Боге иначе, как только о Троичном»…

Принятие христианства есть по Несмелову какой-то рассудочный акт, акт рассудительности и благоразумия: «кто найдет в христианстве оправдание и разъяснение своих познаний, тот необходимо и примет христианство» И если бы удалось построить такую единую систему убедительных познаний, то сразу же прекратились бы все религиозные разногласия и споры, и все бы приняли правую веру. «Человек погибает только по невежеству своему», это очень характерное признание Несмелова. И он хотел бы разъяснить человеку, что нет для ума никаких препятствий усвоить себе содержание проповеди, и есть все основания «принять христианство в качестве религии…»

Замысел Несмелова очень интересен. Он хотел бы показать тожество христианской истины с идеалом человеческого самосознания. Но всего у него слабее именно психологический анализ, всегда отравленный каким то нравственным прагматизмом. В его системе все как-то слишком расчитано и схематично. Рассуждений больше, чем опыта или интуиции. Несмелов притязает, что его мировоззрение построено на фактах , а не на понятиях (и как характерно такое противопоставление сразу для «прагматизма» и «позитивизма»!). Но самые факты представлены у него всегда только в чертеже или схеме, без плоти и красок. Поражает у Несмелова нечувствие истории. Человек, о котором он говорит живет не в истории, но наедине со своими тягучими мыслями.

|< Пред. 365 366 367 368 369 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]