Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 96 из 540

Теперь борьба переносится вглубь, — приходится бороться не с консерватизмом и не с косностью застарелых предрассудков, но с мнимым «прогрессизмом», с опрощенством, с общим снижением самого культурного уровня…

«Философия во всей Европе потеряла кредит», — эту фразу популярного тогда Льюиса любили припоминать и повторять русские «радикалы» тех времен. И это отрицание философии, — вернее сказать, отречение от философии , — означало именно этот моралистический подлог , подстановку или подмену критерия «истины» критерием «пользы». Это была роковая болезь, — одичание умственной совести …

Так характерно для всей эпохи это утверждение Михайловского: [ 46 ] «человеческая личность шире истины…»

Просто утрачивается потребность в истине, теряется познавательное смирение перед действительностью и объективностью, — «человеческая личность» себя освобождает и от действительности, которой предписывает свои требования или пожелания, «пластичность» которой предполагает и утверждает. Всего менее настроение тех годов было «реалистическим», как бы много тогда о «реализме» ни говорили, как бы много ни занимались тогда естественными науками. В теориях и учениях всей второй половины прошлого века чувствуется, напротив, крайняя напряженность отвлекающего воображения, прежде всего. В «шестидесятые годы» книжность и кабинетность были в особенности разительны.

|< Пред. 94 95 96 97 98 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]