Страница:
138 из 245
Они просто повиновались — что бы им ни говорили, они это делали, и делали с такой эффективностью, на которую только были способны . Фактически, делать их ответственными и осуждать, наказывать, отправлять на виселицу — с моей точки зрения, несправедливо . Это была не справедливость, это была месть . Если бы в войне победил Адольф Гитлер, тогда в такой же ситуации оказались бы люди Черчилля, Рузвельта, Сталина, и они сказали бы в точности то же самое — что они не ответственны .
Если бы Сталин стоял на скамье подсудимых, он сказал бы, что получил приказ высшего командования коммунистической партии . Он не ответствен, потому что это было не его решение ; сам по себе он ничего не сделал . И если вы хотите кого-то наказать, накажите источник, из которого исходил приказ . Но вы наказываете человека, который просто совершил то, чему учат все религии, чему учат все вожди мира, — повиновение .
В повиновении есть простота ; неповиновение требует разума несколько высшего порядка . Любой идиот может повиноваться — фактически, повиноваться может только идиот . Человек разума обязательно спросит, зачем — « Почему я должен это делать? Пока я не узнаю причин и следствий, я не собираюсь в этом участвовать ». Тогда ответствен он .
Ответственность — это не игра . Это один из самых подлинных способов жить — и, более того, самых опасных — но она не подразумевает неповиновения ради самого неповиновения . Это снова будет идиотическим .
Есть история о суфийском мистике, Мулле Насреддине . Все с самого начала думали, что у него всё шиворот навыворот .
|< Пред. 136 137 138 139 140 След. >|