Страница:
69 из 245
Вам приходится обращать других, чтобы, видя, что вы обратили тысячи людей, вы могли успокоиться : « Наверное, в том, что яговорю, есть доля правды ; иначе почему это убедительно для стольких людей? » Вы сами можете быть дураком, но такое множество не может быть дураками .
Просто подумайте об Адольфе Гитлере : он может считать дураком себя самого, но что сказать о Мартине Хайдеггере? Он убедил Мартина Хайдеггера ; никакого другого доказательства не нужно : Мартин Хайдеггер — достаточное доказательство того, что всё, с чем он сам согласен, правильно . Это двусторонний процесс, порочный круг . Собирая вокруг себя больше и больше фанатично преданных людей, вы убеждаетесь в своей правоте всё более, и поскольку вы сами убеждаетесь всё более, вы начинаете собирать вокруг себя больше и больше людей .
Адольф Гитлер говорит в своей автобиографии, что неважно, что вы говорите — правильно это или неправильно — просто продолжайте это повторять с убеждённостью . Никто не заботится о рациональности или логике . Сколько людей найдётся в мире, которые понимают, что такое логика, что такое рациональность? Просто продолжайте повторять одно и то же, с силой, с ударением . Эти люди ищут убеждений, не истины . Они ищут кого-то, кто знает . А как они могут быть уверены, что вы знаете, если вы говорите « если » , « но » , « может быть » ? ..
Именно поэтому джайнский мистик Махавира не смог собрать много последователей в Индии — потому что каждое из своих утверждений он начинал с « может быть ». Он был прав, он был абсолютно аккуратен — но это не способ найти последователей .
|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|