Рош-Гашана :: Талмуд
Страница:
7 из 133
Глава первая
Мишна первая
ЧЕТЫРЕ дня, которые называются Рош-Гашана, - ЭТО: В ПЕРВЫЙ день НИСАНА - Рош-Гашана
ДЛЯ ЦАРЕЙ И ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ; В ПЕРВЫЙ день ЭЛУЛА - РОШ-ГАШАНА ДЛЯ МААСЕРА СКОТА,
но РАБИ ЭЛЬАЗАР И РАБИ ШИМОН ГОВОРЯТ: В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ; В ПЕРВЫЙ день
ТИШРЕЙ - Рош-Гашана ДЛЯ обычных ГОДОВ, ДЛЯ годов ШМИТЫ И ДЛЯ ЙОВЕЛЕЙ, ДЛЯ
ПОСАДОК И ДЛЯ ОВОЩЕЙ; В ПЕРВЫЙ день ШВАТА -Рош-Гашана ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ, ПО СЛОВАМ
ШКОЛЫ ШАМАЯ, А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: В ЕГО ПЯТНАДЦАТЫЙ день.
Объяснение мишны первой
В Торе сказано (Ваикра 23:24) "В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у
вас день полного покоя, НАПОМИНАНИЕ О ТРУБЛЕНИИ, священное собрание".
Сказано еще (Бемидбар 29:1): "А в седьмом месяце, в первый день месяца,
священное собрание... ДЕНЬ ТРУБЛЕНИЯ будет у вас". Праздник этот, который
Тора обозначает словами "день трубления", "напоминание о
трублении", в Мишне называется "Рош-^ашана", "Начало
года". Потому что так сообщает традиция, воспринятая мудрецами от давних
поколений: 1-е тишрей - это день, когда Небесный бейт-дин определяет
судьбу всех созданий на следующий год (как говорится ниже, в мишне второй).
Правда, один раз словосочетание "Рош-Гашана" встречается также и в Танахе
(Йехезкель 40:1), однако там сказано: "В POШ-ГАШAHA, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА". То есть, на самом деле речь идет о Йом-Кипуре, а
выражение "Рош-Гашана" употребляется для обозначения некоторого
времени сразу после начала года. Мудрецы же говорят (Арахин 12а), что год, о
котором говорит Йехезкель, был йовелем, а в такой год Йом-Кипур тоже называется
"Рош-Гашана", поскольку тогда тоже трубят в шофар и читают
"Малхийот", "Зихронот" и "Шофарот" как и в
Рош-гашана (см. ниже, 3:5).
В Торе мы тоже находим намек на то, что месяц тишрей -это начало года.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|