Спираль времени, или Будущее, которое уже было :: Ходаковский Николай
Страница:
54 из 466
Чтобы выйти из этого положения, была предпринята попытка втиснуть всю историю "пленения" в интервал между 1730 и 1580 годами до н.э., который в истории Египта известен очень плохо. Это дало возможность заявлять, что поскольку от этого времени вообще не осталось никаких памятников, поэтому ничего нет и об израильтянах. Однако, как сказано в Библии, "плен" длился 430 лет, а не 150.
Проживая в Египте около 400 лет, израильтяне должны были оставить большое количество могил. Их распознать легко, потому что египетские погребальные обычаи весьма специфичны и резко отличаются от погребений других народов; к тому же египетские захоронения обычно массовые. Однако сколько-нибудь значительных древних кладбищ неегипетского происхождения в Египте не найдено.
С другой стороны, обращает на себя внимание тот хорошо известный факт, что в огромном количестве найденных египетских папирусов содержатся тексты, весьма близкие к библейским. Обсуждая эти тексты, немецкий библеист Антон Йирку выражает сильнейшее удивление по поводу их смыслового совпадения и строит гипотезы насчет возможного заимствования. Трудность заключается в том, чтобы понять, кто у кого заимствовал. Если израильтяне заимствовали у египтян, снова возникает вопрос: где же тогда археологические следы пребывания израильтян в Египте. Кроме того, предполагать, что египтяне имели псалмы Давида еще в XV веке до н.э. (куда историки помещают Аменхотепа IV, к времени которого и относятся эти тексты), "значит поставить на голову всякую возможную библейскую хронологию".
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|