Страница:
18 из 89
И ТАКЖЕ КАЖДЫЙ из присутствующих затем тоже ПОСЫПАЕТпеплом
СВОЮ ГОЛОВУ.
СТАРЕЙШИЙ - и мудрейший (Гемара) - СРЕДИ НИХ ПРОИЗНОСИТ
ПЕРЕД НИМИ СЛОВА, ПРОНИКАЮЩИЕ В СЕРДЦЕ - в сердца тех, кто их слышит, — и
побуждающие их к тшуве.
И ТАК ГОВОРИТ ОН: БРАТЬЯ! НЕ СКАЗАНО ПРО ЖИТЕЛЕЙ НИНВЭ:
"И УВИДЕЛ Б-Г МЕШКОВИНУ, КОТОРУЮ НАДЕЛИ ОНИ НА СЕБЯ, И ПОСТ ИХ", НО
СКАЗАНО (Иона 3:6): "И УВИДЕЛ Б-Г ИХ ДЕЛА - ЧТО ВЕРНУЛИСЬ ОНИ СО СВОЕГО
ДУРНОГО ПУТИ", - и отсюда видно, что не самоистязание и пост помогают
предотвратить беду, а тшува и совершение добрых дел.
А УСТАМИ ПРОРОКА ОН - то есть Всевышний - ГОВОРИТ (Йоэль
2:13): "И РАЗОРВИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ, А НЕ ВАШИ ОДЕЖДЫ!".
И так продолжает говорить старец, насколько позволяют ему
его силы, пока не заставляет их сердца смириться и не пробуждает их к истинной
тшуве (Рамбам).
Раши объясняет, почему мишна, приводя вторую цитату,
подчеркивает, что слова эти сказаны устами пророка, однако приводя первую
цитату, она об этом не упоминает. Дело в том, что, хотя первая цитата тоже
взята из книги пророка, она — просто рассказ о событиях (хоть мы и извлекаем из
него глубокий нравственный урок), в то время как вторая цитата - это прямая
речь пророка, передающего народу Израиля слова Всевышнего и предостерегающего
от совершения неугодных Ему поступков.
Мишна вторая
ВСТАЮТ МОЛИТЬСЯ.
|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|