Тень и реальность   ::   Свами Сухотра

Страница: 267 из 350

Будучи неизмеримой (лишенной материальных качеств), созидательная природа не может быть воспринята человеком. Созданная природа кажется измеримой, поэтому мы ее воспринимаем. Modus означает также «образ действий». Когда созидательная природа действует, она действует определенным образом, который доступен нашему восприятию.

В «Бхагавад-гите» (14.3—14.5) приводится сходное двойственное описание материальной природы как махат-йони , источника рождения, и как гуна-пракрити, того, что действует через посредство гун . Материальная природа как источник рождения называется также махад-брахман , великий неизмеримый Брахман. Махад-брахман – это природа как божественная созидательная субстанция, которая является материальной причиной всего.

«Материальная причина» – термин, обычный как для европейской философии (как causa materialis ), так и для философии веданты (как упадана карана). Он означает источник компонентов творения. Как пример материальной причины можно привести санскритское йони, что буквально означает «чрево», «матка». Матка женщины производит компоненты, необходимые для развития эмбриона. Сходным образом неизмеримая созидательная природа производит компоненты для образования материального мира, в котором мы живем, то есть созданной природы, кажущейся измеримой.

Приведенный пример вызывает закономерный вопрос: а как насчет отца, который должен сначала оплодотворить чрево женщины, прежде чем оно сможет выступить в роли материальной причины? «Бхагавад-гита» (14.

|< Пред. 265 266 267 268 269 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]