Толковый Типикон. Часть I   ::   Скабалланович Михаил

Страница: 54 из 841

Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγή τοῦ σατάν, сонмище сатаны ) [ 151 ]. Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем посреди его; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию. Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: Свят, свят, свят Господь… и что к их пению прибавляют: Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею Твоею суть сотворена  [ 152 ]. Все это напоминает литургийные песни и молитвы. По всему Апокалипсису рассеян и ряд других несомненно богослужебных формул. Такова например доксологическая формула, часто варьирующаяся: Тому слава и держава во веки веков Аминь  [ 153 ] или: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков  [ 154 ]. Иногда к этим формулам и подобным прибавляется впереди или сзади аллилуиа и аминь, ей аминь  [ 155 ]. В разных местах своих Апокалипсис дает до 10 гимнов в честь Агнца [ 156 ] и упоминает о песни раба Божия Моисея [ 157 ]. В словах: блажен читающий и слушающие слова {с. 45} пророчества сего  [ 158 ] Апокалипсис прямо предназначается для богослужебного употребления, причем под читающим, ὁ ἀναγιγνώσκων ед. ч. (ἀναγνώστης) разумеется церковный чтец (lector), который собранию слушателей (οἱ ἀκούοντες) читал Писание [ 159 ].

|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]