Толковый Типикон. Часть I   ::   Скабалланович Михаил

Страница: 66 из 841

тех самых гетерий (или sodalitates), о которых упоминает Плиний [ 19 ]. В частности «невинной (innoxiud) пищей» у писателей того времени часто называется постная пища без мяса [ 20 ]. На особую склонность христиан к такой пище указывает ап. Павел [ 21 ], Климент Александрийский. Таким образом свидетельство Плиния в таком понимании проливает нам любопытный свет и на самую пищу христианских агап и на первые зародыши христианской постной диеты; агапы были скромные и постные трапезы, может быть с рыбой [ 22 ]. По апокрифу II в. «Деяния Павла и Феклы» на гробнице была ἀγάπη πολλἡ, gaudium magnum: молодежь принесла «пять кусков хлеба с солью, и кроме того зелени и воды» [ 23 ]. Такая пища более достойна была вкушения с евхаристией, чем мясная.



Агапа по «Учению 12 апостолов» и другим памятникам



Известие Плиния не оставляет сомнения в том, что в это время евхаристия совершалась совместно с агапами. На такую же практику указывает другой памятник той же эпохи «Учение 12 апостолов». Здесь находится мо{с. 53}литва пред евхаристией над чашей и преломляемым хлебом, и молитва после насыщения (гл. 9 и 10). Как самое содержание этих молитв, так и надписание 2-й ясно показывают, что евхаристия соединилась с обычной трапезой. Замечательно, что в «Апостольских Постановлениях» (памятник IV в.

|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]