Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций   ::   Шихляров Лев

Страница: 164 из 230



Когда будет судиться, да выйдет виновным,

и молитва его да будет в грех …

Дети его да будут сиротами,

и жена его — вдовою …

Да не будет сострадающего ему …

Да истребит (Господь память его) на земле»

и т. п.

Логика псалмопевца понятна. Она исходит из древнего израильского представления о непременном воздаянии на земле и веры в справедливость Ягвэ и очевидность судеб человеческих пред Ним. Если я стараюсь жить благочестиво и призываю Бога день и ночь, то мой враг и обидчик, упорствующий в злобе, оказывается сугубым грешником пред Ним, и потому проклят Им — т. е. отвергнут, отлучен от жизни.

В псалмах мы находим не только ненависть к врагам и восхваление собственной праведности, но и следы ВЗ-ной жестокости, рассмотренной в теме исторических книг. В частности, покаянный плач пленных иудеев в 136-м псалме («На реках вавилонских…») заканчивается так:

«Припомни, Господи, сынам Едомовым

день Иерусалима …

Дочь Вавилона, опустошительница!

Блажен, кто воздаст тебе

за то, что ты сделала нам!

Блажен, кто возьмет

и разобьет младенцев твоих о камень!»

А ведь в те времена именно так и поступали, и это было страшной нормой войны.

В обоих случаях мы привели довольно сильные выражения, но и в других псалмах встречаются подобные высказывания.

|< Пред. 162 163 164 165 166 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]