Взгляните на лилии полевые Курс лекций по литургическому богословию   ::   Керн Киприан

Страница: 165 из 227



И вот Фома испытует, чтобы не впасть в легковерие и суеверие, но и сам убеждается и всем нам дает разумное, прочное доказательство истины. «Нет веры без знания, нет знания без веры» , — говорит святитель Климент Александрийский. Знание основывается на вере; аксиома недоказуема, в нее нужно поверить , чтобы разумно познавать , доказывать на ее основании теоремы, и наоборот — всякая вера должна быть разумной, чтобы не стать легковесной, дешевым суеверием. Апостол любви вещает:



«Возлюбленнии, не всякому духу верьте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнозии лжепророцы изыдоша в мир»



(1 Ин. 4. 1; Евр. 11, 3). Церковь не воспрещает, а наоборот поощряет такую разумно обоснованную веру, и именно такая сознательная вера и есть основание богословствования. Церковь и отмечает это особое гносеологическое значение Фоминой веры, ибо Фомино «неверие, веру известную роди» . [ 336 ]

«Верным неверием твоим верных известил еси , [ 337 ] яко Бога и Господа всея твари начен богословити, плоть понесшаго нас ради земных» . [ 338 ]

«Всех неверие душегубное, неверование твое  [ 339 ] блаженне, исцеляет; ты бо несумненно гвоздей же и копия язвы испытал еси . [ 340 ]

Важно отметить, что Церковь в своем литургическом понимании подмечает, так сказать, гносеологическую близость богословствования Иоанна и Фомы. Иоанн возлегает на перси Божественного Логоса, Фома осязает Его ребра, Иоанн оттуда почерпает глубокое смотрение богословия, Фома же сподобляется учить нас тайне Воскресения Христова.

|< Пред. 163 164 165 166 167 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]