Страница:
42 из 210
Он склонился к земле и, прикоснувшись к ногам юноши, сказал:
- Прости меня за то, что я мог подумать такое! Я низко пал в собственных глазах.
- Нет, не делай этого, - сказал ему юноша. - Мне тяжело видеть, как ты склоняешься к моим ногам и льешь слезы. Я могу вернуться назад, но ты снова начнешь думать: "Боже мой! Неужели он обманул меня опять?"
Мне это нетрудно сделать. Но я не вернусь, хотя, возможно, это и будет жестоко по отношению к тебе. Позволь же мне уйти. Передо мной целый мир, и единственное, что мне нужно, это дерево, под которым я мог бы сидеть.
Но царь был настойчив:
- Нет, Нет, возвратись. Иначе я буду корить себя и
все время думать: "Что же я наделал?"
Молодой человек сказал:
- Ты ставишь меня в трудное положение. Я могу вернуться, но помни, ты вновь начнешь думать: "В чем же различие?"
Варварский ум думает лишь о низком, лишь о сиюминутном. В нем нет полета.
Хякудзё ответил:
- Как может этот старый монах, будучи без языка, призывать людей говорить неправду?
После этого подозрительность интеллектуала должна была, лишь возрасти. "Как может этот старый монах, будучи без языка..." Это кажется ложью: "будучи без языка, призывать людей говорить неправду?" - но он совершенно прав. Есть слова, стоящие выше нашей обыденной серой жизни. Просветленный человек не говорит, он просто позволяет бытию говорить посредством его уст. Он не видит того, что вокруг, - он просто позволяет будде видеть мир его глазами.
Вот почему иногда ученик может, заглянув в глаза учителю, встретиться взглядом с буддой.
|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|