Страница:
151 из 427
Йог повсюду ощущает единство и нераздельность. Он понимает: "Мне нечего больше узнавать. Мне нечего больше делать. Мне нечего больше достигать".
Самадхи бывает двух видов - савикальпа самадхи (осознание с сохранением сомнений) и нирвикалъпа самадхи (осознание без сомнений). Савикальпа - это начальное самадхи, нирвикальпа - это высшее самадхи. В савикальпа самадхи внутренние впечатления, или самскары полностью не стерты. Для ума еще есть опора. Все еще сохраняется триада тонкого типа, а именно видящий, видение и видимое, или знающий, знание и познаваемое. Поэтому савикальпа самадхи не способно дать полное удовлетворение, полную свободу, полное блаженство и полное знание.
В нирвикалъпа самадхи все самскары сожжены полностью. Для ума нет опоры. Ум растворен в вездесущем Духе. Нет триады видящего, видения и видимого и т.д. Нирвикалъпа самадхи дает полное удовлетворение, полную свободу, полное блаженство и полное знание.
Существует еще одна классификация, а именно джада самадхи и чайтанья самадхи. В джада самадхи нет осознавания. Оно более или менее подобно глубокому сну. Йог не возвращается из него с интуитивным знанием. Впечатления и желания не разрушены. Это самадхи хатха-йогов, практикующих кешари мудру. Прана так или иначе фиксируется в каком-либо нижнем энергетическом центре, или центре духовной энергии, и йог уподобляется трупу. Он может даже оставаться погребенным в землю в течение нескольких дней. Джада самадхи не может принести освобождение.
|< Пред. 149 150 151 152 153 След. >|