Страница:
380 из 427
Целый раздел Махабхараты из семисот стихов, составляющий Бхагавад Гиту, подробно освещает разнообразие практики тоги для переживания Истины.
Предыстория санкхьи и йоги
Системы санкхья и йога построены на единой метафизической основе. Йога - это практическая сторона санкхьи, акцентирующей в основном теоретический аспект философского анализа и исследования. Косвенные указания на санкхью и йогу можно найти в Ригведе. В Сукте Х.121 высказана мысль о том, что Бог творил из уже существующей материи. Нарадейя Сукта (Х.129) также выражает согласие с позицией санкхьи, когда описывает первоначальное "темное" состояние вещей, содержащее зародыш проявления, хотя эта Сукта и не останавливается на различении санкхьи, поскольку Дух и его объективная субстанция рассматриваются как аспекты Абсолюта, который нельзя назвать ни существующим, ни не-сущес-твующим. Однако, Ригведа не проводит окончательного различия между миром и Богом, когда утверждает, что Вселенная является телом Пуруши (Х.90). Эта Веда рассматривает Пракрити и Пурушу как две фазы единого Высшего, которое "дышит без дыхания". В Ригведе есть ссылки на посты, аскетические практики и экстатические состояния транса. В Гайятри-мантре мы находим упоминание о медитации на высший Свет.
Шветашватара Упанишад говорит, что санкхья и йога - это методы достижения вечного Существа. Катха Упанишад утверждает, что Пуруша превосходит Авьякту, из чего мы можем заключить, что Авьякта вечна, как и Пракрити санкхьи. Но изначальное представление санкхьи о творении можно рассмотреть в Катха Упанишад (III. 10-11).
|< Пред. 378 379 380 381 382 След. >|