Finis Mundi. Записи радиопередач :: Дугин Александр
Страница:
127 из 327
В этом он следует за Вагнером, крупнейшим теоретиком «артократии», политической власти «искусства», которое он сосчитал исторической и общественной силой, превосходящей самые радикальные и революционные социальные учения. Книга встретила крайне скептический и холодный прием. Ее почти не заметили. Отныне горестное ощущение того, что его идеи никто не понимает, начинает постепенно нарастать. Все больше разочарования и горечи в текстах Ницше. Его ранний оптимистический романтизм сменяется темной печалью и раздражительной ненавистью. Ухудшаются и отношения с Вагнером, которого он так любил.
В "Рождении трагедии" Ницше писал:
"Мир отвратителен. Он жесток как дисгармонирующий аккорд. Душа человека такая же дисгармония, как и весь мир, сама в себе несущая страдания".
Хотя это и звучит довольно мрачно, все же речь идет еще лишь о подходе к тем безднам, которые встанут в центре его мысли несколько позже…
Мало-помалу Ницше подходит к ужасающей (первую очередь его самого), кошмарной формуле, которая сегодня автоматически связывается с его именем:
"БОГ умер! — От сострадания к людям умер Бог!"
"Бог умер!" — Вы убили его. Вы и я…
В этом никакой радости, никакого прагматистского цинизма, никакого французского остроумия или английского меркантилизма… Скорее глубокая истинно славянская или германская Трагедия, обнаружение страшной тайны, от которой хочется выть и с которой невозможно жить. Такая же страшная сила помещает Кириллова из «Бесов» Достоевского в желтую камеру добровольного суицида, — "если "Бога нет, то мы — Боги", — говорит Кириллов.
|< Пред. 125 126 127 128 129 След. >|