Гениальность и помешательство :: Ломброзо Чезаре
Страница:
49 из 77
Сгруппировав эти числа по временам года, что даст нам возможность воспользоваться еще некоторыми другими данными относительно работ, сделанных неизвестно в каком именно месяце, мы увидим, что максимум художественных и литературных произведений приходится:
На весну, а именно387 Затем следует лето346 И осень335 Тогда как минимум бывает зимою280
Подобным же образом из великих открытий в области физики, химии и математики:
Наибольшее число было сделано весною, а именно21 Несколько меньшее осенью15 Значительно меньшее летом9 И наконец, самое ничтожное число зимою5
Астрономические открытия, которые мы отделили от предыдущих на том основании, что время, когда они сделаны, известно с большей точностью (что особенно важно для нашей цели), точно так же распределяются неравномерно по временам года:
Осенью их сделано135 Весною131 Но зимою значительно меньше83 И опять несколько больше летом120
Взяв же общее число 1867 великих произведений, мы найдем, что значительно большая часть их приходится на весну (539) и осень (485), тогда как летом число их падает до 475 и зимою -- до 368.
Преобладание умеренно теплых месяцев здесь вполне очевидно и выражается не только количественно, но даже качественно, хотя в этом смысле еще нельзя сделать вполне точного вывода вследствие малочисленности данных. Несомненно, однако, что именно в весенние месяцы совер-шилось открытие Америки и были изобретены гальванизм, барометр, телескоп и громоотвод; весною же Микеландже-ло задумал свою знаменитую картину, Данте начал писать "Божественную комедию", Леонардо -- трактат "О тенях и свете", Гете -своего "Фауста", Кеплер открыл законы движения небесных тел, а Мильтон задумал свою поэму.
Прибавлю еще, что в тех немногих случаях, когда создания великих людей можно проследить почти день за днем, деятельность их зимою постоянно оказывается усиленной в более теплые дни и ослабевающей -- в холодные.
|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|