Энциклопедический словарь (Р)   ::   Брокгауз Ф. А.

Страница: 142 из 715

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали, во имя правды, доктринеры новейшего Р. (натурализма); такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Р. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия... В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашел средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии» (Лансон). Глубокий внутренний Р. классической трагедии французов выродился, в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей, в мертвые схемы, гнет которых был сброшен литературой лишь в начале нашего века. С широкой точки зрения всякое истинно прогрессивное движение в области искусства — как бы оно ни формулировало свои требования — есть движение по направлению к Р. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Р. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды.

|< Пред. 140 141 142 143 144 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]