Фламенка   ::   Средневековая литература

Страница: 201 из 227



Как всякий выдающийся памятник литературы, «Фламенка», которой посвящена колоссальная научная литература [244] , обросла несколькими устойчивыми характеристиками. Достаточно посмотреть на названия некоторых книг и статей о романе, постоянно именуемом «жемчужиной провансальской литературы», чтобы получить представление об основных подходах к нему: «У истоков психологического романа» [245] ; «Фламенка», роман южно-французских нравов» [246] ; «Провансальская „наука любви" XIII века» [247] ; «Роман,,Фламенка" как изображение куртуазной речи» [248] , и даже «Фламенка, средневековая сатира на куртуазную любовь» [249] . Как видим, интерпретации «Фламенки» весьма колеблются, достигая противоположностей в широком спектре его истолкования – от «науки любви» в средневековой, восходящей к Овидию, традиций (развитой в ХІІ в. близким ко двору Марии Шампанской северофранцузским клириком Андреем Капелланом, автором латинского трактата об искусстве куртуазной любви) – до сатиры на эту любовь. Для объяснения этого парадокса нам надо прежде всего сказать несколько слов не только о самой куртуазной любви, но и о том куртуазном обществе юга Франции, в котором зародилась и была развита ее концепция, определяющая культурные модели и модели сознания в Европе вплоть до сего дня. Здесь же заметим, что для русского читателя «Фламенка» представляет еще и особый интерес в связи с тем, что Александр Блок, специально изучавший этот роман, в большой мере использовал его материал в своей драме «Роза и крест», что было детально исследовано в специальной монографии В. М. Жирмунским [250] .

|< Пред. 199 200 201 202 203 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]