Ле-цзы (перевод В.В. Малявина) :: Ле-цзы
Страница:
151 из 155
Для даосов безгранична лишь Великая Пустота, тела же (включая и «предельно малое») неисчерпаемы.
39. Данное высказывание опровергает предыдущий тезис о существовании беспредельного: бесконечное не может содержать в себе, иметь своей частью еще одно бесконечное. Даосская мысль останавливается на признании совместного существования ограниченного и безграничного.
40. Небесная Река — Млечный Путь.
41. Долина Юйюань — место ночного отдыха солнца, согласно древней китайской мифологии.
42. Тайсуй — божество — повелитель времени в китайской мифологии, отождествлявшееся с Юпитером.
43. Данное суждение содержится в «Моистском каноне», собрании сочинений последователей Мо Ди, где даются определения основных понятий логики.
44. В китайской традиции принята пятиступенчатая музыкальная гамма, причем каждая нота (за исключением первой ноты гун) ассоциировалась с определенным временем года. Высота ноты определялась системой двенадцати полутонов, отождествлявшихся с двенадцатью месяцами года. Воздействие музыки на природный мир — популярная тема в древней китайской литературе.
45. Тема этой главы — значение судьбы в человеческой жизни — принадлежит к числу традиционных тем даосизма и всей китайской мысли. Для конфуцианцев судьба есть тот результат, или плоды человеческой деятельности, который не зависит от желаний и усилий людей. Судьба, по убеждению Конфуция, «ниспосылается Небом».
|< Пред. 149 150 151 152 153 След. >|