Витязь в барсовой шкуре   ::   Руставели Шота

Страница: 276 из 299

Когда герои поэмы молятся богу,легко заметить, что эти «мусульмане» произносят по существу слова христианской молитвы (проф. М. Гогиберидзе). Вспомним отрывок из молитвы Автандила — и это станет совершенно ясно:

Он молился: «Бог могучий, бог земель и неба жгучий,

Ты пошлешь порою тучи. Ты пошлешь порой лучей.

Царь ты царств неизреченный, непонятный, неизменный,

Дай быть твердым в муке пленной, вождь сердечных всех речей.

В руствелологии отмечен ряд случаев, когда Руставели, обращаясь к богу, явно следует за христианской литературой, в которой издавна был выработан особый поэтический язык для этой цели.

Однако именно тот факт, что в поэме действуют герои магометане, свидетельствует не об отказе поэта от христианства вообще, а о его веротерпимости, которая, как уже отмечалось выше, была обусловлена определенным политическим направлением грузинского государства того времени. Настроение, свободное от религиозного партикуляризма, придающее «Витязю в барсовой шкуре» весьма своеобразный оттенок, давно уже было замечено в руствелологии (напр., его отмечал в 1912 г. редактор английского перевода Оливер Уордроп) * .

«Витязь в барсовой шкуре» является неопровержимым документом, свидетельствующим о глубокой философской образованности автора. Шота Руставели прекрасно знаком с греческим неоплатонизмом, этим наследием греческой античной философии в средневековом мире, который и в Грузии имел блестящих представителей. Н. Я.

|< Пред. 274 275 276 277 278 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]