Страница:
859 из 887
Еще один английский либеральный экономист, Дэвид Юм, также жил в течение долгоговремени во Франции, был активным участником аристократического кружка Франсуа Кенэ и глубоко проникся его идеями (и еще более - его возможностями и связями среди «сильных мира сего»). Он-то и ввел Адама Смита в этот кружок.
Таким образом, мы видим, что так называемую «буржуазную политическую экономию», воспетую К.Марксом и положенную им в дальнейшем в основу своего учения, развивала никакая не буржуазия, а те самые гранды, представители высшей аристократии, которые, по Марксу, должны были быть сметены «буржуазными революциями» - сметены вместе с их идеями и теориями, чего, как видим, не произошло.
Что же заставляло этих герцогов, маркизов и фавориток короля с такой последовательностью и увлеченностью спонсировать и пропагандировать либеральные экономические идеи, которые впоследствии, в течение XIX века, распространились на весь мир? Лев Толстой в «Войне и мир» так описывал интересы и увлечения русской высшей аристократии при дворе Александра I во время войны 1812 г. с Наполеоном. Самая большая группа, писал великий писатель, включавшая 99% всех, кто вращался при дворе, «состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных действий, ни оборонительного лагеря… но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий» ([110] III/1, IX).
|< Пред. 857 858 859 860 861 След. >|