Страница:
881 из 887
Да и почему, собственно говоря, Робеспьер получил прозвище Неподкупный – не потому ли, что все другие вокруг него легко подкупались? Если бы таких, как он, было много, то с какой стати этим именем стали бы называть лишь его одного?
Позиция революционеров по ключевым вопросам свидетельствует об отсутствии у них реального понимания интересов французского народа – а именно в этом и должна проявляться основная альтруистическая идея. Взять хотя бы вопросы внешней политики. Как отмечает Р.Палмер, ни один революционер, опять за исключением Робеспьера и его маленькой группы, не выступал против ведения войн за пределами Франции. Все остальные, без исключения, либо их приветствовали, либо были их ярыми пропагандистами ([274] pp.76, 122). В итоге – именно Франция первой объявила войну Австрии 20 апреля 1792 г., хотя, возможно, войны удалось бы избежать. И в дальнейшем именно она все время продолжала ее на чужой территории, захватывая Бельгию, Голландию, левый берег Рейна, и т.д. - еще до Наполеона. Поэтому наполеоновские войны были лишь продолжением того, к чему стремились и за что агитировали все «поколения революционеров» с 1789 по 1795 гг., за исключением одного лишь Робеспьера и его соратников.
И что же это была за идея? Можно ли считать идею внешних завоеваний глубокой, или народной, или альтруистической идеей? Сущность этой идеи прекрасно показал Лев Толстой, который приводит в «Войне и мире» следующий эпизод. Если меня сделают губернатором Индии, - кричали друг другу офицеры наполеоновской армии, переходя через Неман в июне 1812 г.
|< Пред. 879 880 881 882 883 След. >|