Страница:
19 из 854
А после ее окончания английское правительство в течение долгого времени воздерживалось от участия в любом военном конфликте, и глава правительства Уолпол ставил это себе в заслугу, утверждая, что «самое гибельное состояние для нашей страны – война» ([29] 2, с.400).
Но как только умами овладела идея национального величия, политика сразу изменилась. Этому способствовал и рост жадности английской правящей верхушки, которая разжигалась от сознания того, как много в мире есть богатств, которые ей еще не принадлежат. Собственно говоря, поскольку обе эти тенденции – величие и жадность – в Англии развивались параллельно, то первая, очевидно, и была придумана для того, чтобы скрыть вторую, точно так, как об этом пишет Лев Толстой. В 1744-1761 гг. Англия втянулась в серию войн за овладение Индией, которые она вела одновременно и против своего конкурента - Франции, и против непокорных индийских князей. В итоге Индия постепенно теряла свою независимость и в начале XIX в. окончательно превратилась в колонию Англии. Все это сопровождалось неслыханным ограблением страны, вывозом из нее огромного количества драгоценных камней и других богатств, о чем сами английские историки отзываются не иначе как о «грабеже Индии» ([212] p.177). По оценкам, только расхищение в 1757-1765 гг. государственной казны Бенгалии, одного из индийских государств, покоренных Англией, принесло англичанам более 5 миллионов фунтов ([19] 14, с.307). И за этим последовали почти два столетия жестокой колониальной эксплуатации Индии.
Долгое время английская правящая верхушка завидовала голландской, которая захватила португальские колонии в Западной Африке и развивала работорговлю – самый прибыльный в то время вид торговли.
|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|