Страница:
37 из 1077
Кроме того, наиболее известный персонаж русского народного эпоса, Змей Горыныч, как указывает В.Демин, назван так потому, что живет в горе ([39] с.62), и, стало, быть, как и все остальные страшилища, связан с добычей полезных ископаемых. Таким образом, шесть змеев-драконов, встречающихся в древнерусском эпосе, то есть почти все более или менее известные, связаны так или иначе с добычей полезных ископаемых (!).
Вот что говорит древнерусское поверье об аспидах, обитавших на Севере Руси, в районе Печоры: «Аспид, змия крылата, нос имеет птичий и два хобота, и в коей земле вселится – ту землю пусту учинит; живет в горах каменных… пришедше же обаянницы обаяти ю и копают ямы и садятся в ямы с трубами и покрываются дном железным и замазываются сунклитом и ставят у себя углие горящее…» ([39] с.198-199). Легко понять, несмотря на архаичный язык, что здесь идет речь о добыче и производстве железа или каких-то цветных металлов – так как в древности процесс выплавки металла (и обогащения руды) заключался в обжиге металлической руды в печах, закрытых со всех сторон, куда вместе с рудой клали дрова . Как видим, слово «аспид» не просто имеет два значения – чудовище и минерал черного цвета, но в древних поверьях прямо сказано, что аспиды и их «обаянницы» (то есть те, кого они «обаяли») занимались добычей минералов и выплавкой металла. При этом, согласно этим поверьям, аспиды не только «землю пусту учиняли» вокруг себя, но и являлись угрозой всему мировому порядку. Как пишет В.
|< Пред. 35 36 37 38 39 След. >|