Страница:
32 из 1186
При этом, если цели, выдвигавшиеся основной массой русских рабочих и крестьян, начиная от гапоновской программы 9 января 1905 г., и кончая программой-минимум социал-демократов и программами эсеров и кадетов, были предельно ясны и в целом между собой совпадали, то с евреями такой ясности не было. Как пишет А.Солженицын, за что именно боролись евреи в 1905 г.: то ли за национальную автономию, то ли за равные права, то ли за полные права, и в какой именно форме, совершенно непонятно; сами еврейские активисты спорили об этом друг с другом и не могли прийти к согласию. Тем более, что до этого, в 1903-1904 гг. права евреев в России были существенно расширены, а прежние запреты на проживание и на занятие должностей были отменены или существенно ослаблены ([113] I, с.354-357, 349). Можно предположить, что многие евреи в 1905 г. выступали за то же самое, за что выступало и основное население страны, то есть поддерживали требования русских рабочих, крестьян и интеллигенции. Но это плохо согласуется с действиями евреев. Так, оба историка (Солженицын и Платонов) приводят примеры массовых провокационных действий евреев, когда они, например, исподтишка убивали полицейских, оскорбляли солдат и рабочих, громили предприятия, склады, государственные учреждения. Между тем, в отличие, например, от массовых забастовок или убийств крупных чиновников и вельмож, которые являлись методом политической борьбы (и достаточно эффективным – см.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|