Страница:
3 из 38
И все великие творения художественной литературы, с самого начала ее письменного появления – о дописменных сказаниях не говорю, они насквозь вымышленны – содержали в себе вымысел и выстраивались из вымысла, как дома из кирпичей. Не было в реальной древности ни Ахилла, ни Одиссея, ни Ифигении, ни Клитемнестры, ни Ореста – даже если происходящие с ними истории и обосновывались на реально происходивших событиях. Не было в реальной жизни новой истории ни адмирала Отелло, ни короля Лира, ни толстого распутника Фальстафа, ни злого Шейлока. А если и существовали реально – например, у Шиллера – герои исторических трагедий – испанец Филипп, Жанна д’Арк, королева Мария Стюарт, полководец Валленштейн, герцог Фиеско – то говорят они в пьесах отнюдь не то, что в реальном своем бытии произносили, лишь то, что своевольно примыслил для них гениальный автор. И уж не стоит говорить о благородном преступнике Жане Вальжане, ни о хитроумном аббате Жероме Куаньяре, ни о трагически влюбившейся Анне Карениной, ни о запутавшемся в жестоких раздумьях Пьере Безухове, ни о покаранном за близорукость Евгении Онегине – все это литературный вымысел, мастерски расписанный великими авторами. Без вымысла их произведения даже не могли быть написаны.
Больше того. Самые великие произведения так называемой «большой литературы», вечно сохраняющиеся шедевры человеческой культуры еще ближе относятся к тому, что иначе чем «типичной фантастикой» и не назвать.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|