Страница:
35 из 38
Был один человек, который, по-моему, приближался к пониманию интеллектуальной феноменальности человека, его абсолютной исключительности среди других живых существ. Имя этого человека сейчас не модно помнить, но от этого он не перестанет быть великим мыслителем. Это Фридрих Энгельс. Именно ему – так непохоже на стандартное теперешнее представление об ограниченном марксисте – принадлежит глубокое объяснение феноменальности человека. Он, вполне по Спинозе, а не по своему другу Марксу, утверждал, что потребность в самопознании заключена в самой природе, это ее неотъемлимый атрибут. И она сама – хочется сказать: сознательно – создает свой особый орган самопознания, и этим органом сегодня является человек. И Энгельс пишет, подытоживая, что «...материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же и что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что потому с той же железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время» (сочинения Маркса-Энгельса, т19, стр.363).
Для своего времени это утверждение – исключительности человека, того, что он, единственный среди живых существ, является мыслящим духом самой природы – звучало не только смело, но и пророчески. Оно означало почти божественную значимость человека. Нынешние мыслители, в свете событий НТР, могут спокойно кое в чем идти дальше Энгельса.
|< Пред. 33 34 35 36 37 След. >|