Дорога к другу (Дневники)   ::   Пришвин Михаил

Страница: 104 из 119

Природа и человек, природа и культура состоят в изначальном, непреходящем родстве, в теснейших отношениях единства и противоположности, художественно-философское постижение которых для Пришвина было "невыразимой мыслью всей жизни".

Вот что ускользает от нас, когда мы прибегаем к определению "певец природы", - ускользает целостный, мирообъемлющий, комплексный подход художника к действительности. Говоря "певец природы", мы, хотим того или нет, проводим твердую черту: здесь - природа, а здесь - человек, ее воспевающий. Но, по Пришвину, "сам человек тем только и человек, что соединяет в себе все, что есть в природе, расставляет эти свои части на места, и когда это верно приходится - все на места, - то достигается нечто новое в жизни, называемое по-разному: культурой, прогрессом, творчеством, и тогда вся природа включается в человека".

Из современников Пришвина сравнительно немногие отважились ступить вместе с писателем на нелегкую дорогу его исканий. Одним удобнее было считать Пришвина преимущественно детским автором, простым до примитива. Другие, напротив, сетовали на чрезмерную сложность, "замудренность" пришвинских строк. Парадоксальную противоположность таких суждений объяснить нетрудно. В языке Пришвина, в структуре любого его произведения, будь то многоплановый роман или беглая зарисовка в записной книжке, есть глубина и прозрачность, как в полноводном озере с чистой водой. Когда плывешь на лодке по такому озеру, дно кажется совсем рядом, хотя на самом деле до него далеко.

|< Пред. 102 103 104 105 106 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]