Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй) :: Родари Джанни
Страница:
22 из 236
Сначала
мальчик нашел вот такое слово (показывает расстояние сантиметров в
двадцать); это было"у-у-уф!", то есть нехорошее слово. Потом вот
такое (сантиметров в пять-десять) - "отстань!". Тоже плохое.
Наконец, он обнаружил розовое словцо "Чао!", положил его в карман,
отнес домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим
мальчиком.
Во время рассказа маленькие слушатели дважды сами включались в игру подхватывали и развивали затронутые темы. В первый раз, когда зашла речь о "плохих" словах, ребята весело, задиристо стали продолжать перечень: плюс к уже упомянутым выдали целый набор известных им непристойностей; всем, кто имеет дело с детьми, знакомо их пристрастие к пищеварительной лексике во время "игры-отдушины". Технически игра в ассоциации протекала согласно схеме, которую современные лингвисты называют "осью выбора" или парадигматикой, то есть поиски близких слов шли вдоль смыслового ряда. Но это не было отвлекающим моментом, не уводило от темы рассказа, а, напротив, проясняло и определяло ее развитие. В работе поэта, по словам американского лингвиста Р.Якобсона, "ось выбора" проецируется на "ось сочетания" (синтагматику); звук (рифма) может вызвать к жизни значение, словесная аналогия может породить метафору. То же самое происходит, когда историю сочиняет ребенок. Речь идет о творческой операции, имеющей также и эстетический аспект, однако нас она интересует с точки зрения выявления творческого начала, а не поэтического искусства.
|< Пред. 20 21 22 23 24 След. >|