Джон Голсуорси   ::   Жантиева Д

Страница: 39 из 57

Он писал Гарнету, что в процессе работы над основными своими романами у него всегда было ощущение, что в нем сидят два человека, причем один из них,олицетворяющий творческое начало, атакует "того, другого", в ком воплощены черты, связывающие его с кастой. В свете этого письма становится понятным высказывание Голсуорси в предисловии к "Братству", вышедшему в собрании сочинений в 1930 году. Давая понять, что в некоторых образах он воплощает свои собственные черты, Голсуорси писал: "Рассекая Хилери... Сомса Форсайта... их создатель чувствует, как нож глубоко вонзается в него самого". Пытаясь разобраться в этом неожиданном - в отношении образа Сомса - признании, проследить нити родства автора с Сомсом, отвлекаясь при этом от всего грубособственнического в образе последнего, мы можем предположить, что "сомсовское начало" в писателе - это некая внутренняя скованность, ощущение невозможности совсем отделиться от "раковины", Образованной традициями давно устоявшейся жизни класса, - при всем критическом отношении к ним; это привычка смотреть на тех, кто находится вне раковины, как на людей иного мира, - при всем сочувствии к ним и сознании тяжести их положения.

В своем письме к Гарнету Голсуорси выражал мысль, что критическая линия его книг была действенной именно потому, что он по опыту хорошо знал свойства, которые критиковал в своих персонажах. Нельзя, однако, не заметить, что "тот, другой" человек в Голсуорси порой оказывается сильнее своего критика.

Это проявляется в романе "Патриций" (1911), в котором выведены крупные землевладельцы-аристократы.

|< Пред. 37 38 39 40 41 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]