Джон Голсуорси   ::   Жантиева Д

Страница: 41 из 57



По окончании "Патриция" Голсуорси записал в дневнике, что это последний из серии романов, в которых дан критический обзор различных слоев общества (буржуазии - в "Собственнике", земельного дворянства - в "Усадьбе", интеллигенции - в "Братстве", аристократии - в "Патриции"), В конце одного из писем Голсуорси к Гарнету по поводу "Патриция" стояла фраза: "Во всяком случае роман заканчивает то, что я начал "Островом фарисеев". Аминь".

Такое "финальное" слово заставляет предположить, что писатель отказывается от своей роли критика общества. Следующий его роман, "Темный цветок" (1913), не опровергает это предположение. Писатель вместе с героем романа скульптором Марком Леннаном уходит в сферу ничем не стесненных чувств. Любовь - "темный цветок страсти" - рисуется как всепоглощающая сила, перед которой человек бессилен. Здесь происходит расщепление психологической и социальной тем, обычно слитых у Голсуорси, и нельзя сказать, чтобы художник от этого выиграл.

Но Голсуорси еще только один раз обращается к роману, близкому по типу к "Темному цветку" ("Сильнее смерти", 1917).

Писатель его склада не мог искусственно изолировать себя от жизни с ее многообразными вопросами, они тревожили его, и среди них был один из самых острых - политика его страны в колониях. В 1914 году выходит пьеса Голсуорси "Толпа", в которой осуждаются британские "цивилизаторы", развязывающие войну против маленького народа за отказ подчиниться им.

|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]