Еврейский вопрос в России - глазами Александра Солженицына :: Черняк Арон
Страница:
3 из 26
Автор старается понять обе стороны, ищет "всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого, он призывает обе стороны, и русскую, и еврейскую, к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха", надеется "найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских". Он формулирует и конечную задачу своей работы: "посильно разглядеть для будущего взаимодостойные и добрые пути русско-еврейских отношений".
Два вывода следуют из этой принципиальной установки. Первый. Автор стремится поставить себя "НАД СХВАТКОЙ", в роли объективного регистратора событий и их оценщика. Роль чрезвычайно трудная, но для историка, который пытается найти истину, неизбежная. Второй. А.Солженицын исходит, как свидетельствует грамматический смысл приведенных выше его высказываний, из "данности" о равновеликости вин каждой из сторон - таково впечатление. Но эту заданность следует проверить посредством анализа его повествования.
Случайно ли новое амплуа писателя-художника А.Солженицына? На этот счет существуют разные мнения, вплоть до того, что он "исписался как художник" и т.п. Надо отметить, что историзм свойствен ряду произведений А.Солженицына, что он понимает важность исторических подходов. Вот что сообщает первая жена писателя Наталья Решетовская. Идея книги по еврейскому вопросу возникла у Александра Исаевича еще в 60-е годы - под влиянием семьи профессора Н.Кобозева. Примерно в конце 80-х - начале 90-х годов сын Кобозева продал хранившуюся в семье рукопись статьи А.Солженицына о евреях, объемом в несколько десятков страниц. Эта статья, по словам Н.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|