Фантастика, рожденная революцией :: Нудельман Рафаил
Страница:
48 из 60
Если в ранней фантастике критика буржуазной действительности и утверждение революционного идеала шли параллельно и "катастрофа", сметающая один строй и устанавливающая другой, была сюжетным выражением этого двуединого идейного мотива, то в фантастической сатире и гротеске этот мотив расщепляется, оставляя лишь свой критический, обличительный пафос. Наконец, появляются фантастическая сатира, обращенная "внутрь", клеймящая мещанство, бюрократизм - главных противников социалистического строительства, - и фантастический гротеск, порожденный фантасмагорическим нэповским бытом. Лучшим образцом такой сатиры были "Клоп" и "Баня" Владимира Маяковского; талантливым, но долго замалчивавшимся создателем советского фантастического гротеска был Михаил Булгаков ("Дьяволиада", "Роковые яйца", "Мастер и Маргарита"). Таким образом, в фантастике в конце 20-х годов происходили как бы уменьшение внутренней масштабности событий и одновременно переход фантастического элемента на роль вспомогательного приема; но в то же время расширялся диапазон фантастики в целом, она проникала в соседние жанры и виды литературы, осваивала новые темы, обживала "мир деталей". В лучших произведениях фантастики того времени легко заметить все эти особенности. Характерными образцами могут служить, например, книги Юрия Смолича "Хозяйство доктора Гальванеску", "Еще одна прекрасная катастрофа".
|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|