Фантастика, рожденная революцией :: Нудельман Рафаил
Страница:
50 из 60
Интересно, что в слабых, подражательных романах Сергея Беляева "Радиомозг" и "Истребитель 2У" (переизданный накануне войны под названием "Истребитель 22") -внешнее сюжетное сходство с "Гиперболоидом инженера Гарина" особенно резко подчеркивает принципиально изменившийся подход к теме: вместо исторически обусловленного краха затеи Гарина - здесь обусловленное роковыми случайностями поражение Урландо; вместо глобальных социальных противоречий и борьбы двух лагерей - здесь шпионско-диверсионная борьба, приключенчество и т. д. Как уже отмечалось, почти совершенно исчезла художественная, развернутая утопия (если не считать фантастических очерков о будущем, посвященных отдельным граням развития быта, науки, техники); в таких книгах, как "Что было потом" Ю. Смолича, "Борьба в эфире" Александра Беляева, действие хотя и происходило в нашей стране и в будущем, но интерес авторов сосредоточивался вокруг частных проблем (у Беляева - вокруг внедрения радио в быт и производство, у Смолича - вокруг перспектив биологии). Фантастика, как ни парадоксально это выглядит, стремилась увлечь читателя реальностью своих предвидений, заразить его уверенностью в их осуществимости в самом близком будущем - отсюда зачастую художественная робость, приземленность ее картин при всей их технологической точности. Но нельзя не отдать и должное подобной фантастике: своей "реалистичностью", научной конкретностью гипотез она заразила многих и многих своих читателей страстным стремлением участвовать в претворении мечты в жизнь. Сколько людей обязаны выбором своего жизненного пути книгам А. Беляева, В. А. Обручева и других наших фантастов! Самым крупным и своеобразным фантастом этого периода был Александр Беляев.
|< Пред. 48 49 50 51 52 След. >|