Фантастика, рожденная революцией :: Нудельман Рафаил
Страница:
54 из 60
Шишко, рассказав о похождениях ловкого авантюриста, который фантастическим путем приобрёл сходство с принцем Уэльским. Сатирическое изображение волчьих нравов американской цивилизации дал скрывшийся под псевдонимом Рис Уилки Ли автор звонкого фантастического памфлета "Блеф". Герои "Блефа" - три молодых американца, которые выдавали себя... за марсиан. Десять лет спустя таким же "блефом" Орсон Уэллес ошеломил всю Америку. Близки по стилевым особенностям, по использованию фантастических элементов к фантастическим памфлетам упомянутые выше сатирические романы И. Эренбурга и Б. Лавренева, где также подвергалась осмеянию вырождающаяся буржуазная демократия. Однако многие фантастические сатиры тех лет страдали мелкотемьем, ведь лишь наличие "дальнего прицела", крупномасштабность, непрерывное сопоставление настоящего с эталоном будущих веков могло позволить создать настоящую, большую сатирическую фантастику. Таким "дальним" видением обладал Вл. Маяковский. Уже его поэзии свойственны были гиперболичность, глобальность и историчность мышления. Вспомним разговор с потомками (в поэмах "Про это", "Во весь голос"). Это не формальный прием, не оригинальничанье, а внутреннее мироощущение поэта, остро чувствовавшего движение истории, слитность мировой жизни в единое целое. Исследователь творчества Маяковского, А. Метченко, удачно замечает, что, только глядя из космоса, можно было написать строки: "Дремлет мир, на Черноморский округ синь - слезищу морем оброня".
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|