История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 125 из 526



Впрочемъ, мораль пушкинскаго произведенія гораздо интереснѣе съ этической стороны, чѣмъ нехитрый дидактизмъ псевдоклассиковъ. Впервые въ русской литературѣ, задолго до романа Достоевскаго "Преступленіе и наказаніе", Пушкинъ въ своей драмѣ поднялъ вопрось о значеніи личности, о свободѣ того индивидуализма, который выступаетъ на борьбу съ условіями общественности {Ср. постановку этого вопроса въ "Кавказскомъ Плѣнникѣ", "Цыганахъ", "Евгеніи Онѣгинѣ".}. Въ такой постановкѣ вопроса Пушкинъ далеко отходитъ отъ псевдоклассиковъ. Герой классической трагедіи – представитель "общечеловѣческихъ" свойствъ,- онъ страдаетъ, или наслаждается, гибнетъ, или побѣждаетъ въ предѣлахъ такихъ страстей, которыя, въ разной мѣрѣ, могутъ быть свойственны людямъ всѣхъ странъ и временъ. Романтики выдвинули "личность", какъ протестъ противъ общества,- оттого ихъ заинтересовалъ типъ реформатора, революціонера, заговорщика, узурпатора {См. мою "Исторію словесности" II, 204.}. Борисъ – герой такого-же типа: онъ – "идейный преступникъ", переступившій законы человѣческаго общежитія ради опредѣленной и высокой цѣли. Если имъ и владѣло властолюбіе, то, въ равной мѣрѣ, онъ мечталъ о власти для того, чтобы разумнымъ управленіемъ упрочить благосостояніе родной страны. Но, переступивъ законъ человѣческій, онъ находитъ кару въ собственномъ сознаніи.

|< Пред. 123 124 125 126 127 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]