История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 171 из 526



И въ этомъ стихотвореніи грозитъ онъ западноевропейцамъ гибелью на необозримыхъ поляхъ русскихъ:

"Тяжко будетъ имъ похмѣлье,

Дологъ будетъ сонъ гостей

На тѣсномъ, хладномъ новосельѣ

Подъ злакомъ сѣверныхъ полей!

Пушкинъ и Шеллингъ

Таковы были "стихотворныя отраженія" новыхъ политическихъ убѣжденій Пушкина.

Существуетъ мнѣніе, что и философія Шеллинга коснулась его своими эстетическими теоріями. "Московскій Вѣстникъ", органъ московскихъ шеллингіанцевъ, проводилъ взгляды нѣмецкаго философа на "поэзію", какъ на "божественный даръ", на поэта – какъ на "священнослужителя", который стоитъ выше толпы, съ ея низменными потребностями; въ его вдохновенной душѣ – "святая святыхъ", куда онъ можетъ не пускать непосвященныхъ. Поэтъ Веневитиновъ, другъ Пушкина, былъ убѣжденнымъ сторонникомъ такого взгляда на поэзію.

Взгляды Пушкина на поэзію. "Поэтъ".

Къ стихотвореніямъ Пушкина этого рода относятся слѣдующія: "Поэтъ" (1827), "Чернь" (1828), "Поэту" (1830).

Въ первомъ стихотвореніи Пушкинъ изображаетъ тотъ моменть, когда поэтомъ овдадѣваетъ вдохновеніе, когда Аполлонъ призываетъ его къ "священной жертвѣ",-тогда тотъ, еще недавно "малодушно" погруженный въ "заботы суетнаго свѣта" и "межъ дѣтей ничтожныгь міра" быть можетъ, самый ничтожный,- преображается: ему душно въ мелочной людской толпѣ -

"Тоскуетъ онъ въ забавахъ міра,

Людской чуждается молвы;

Къ ногамъ народнаго кумира

Не клонитъ гордой головы.

"Дикій и суровый" бѣжитъ онъ отъ людей къ природѣ. Въ этомъ стихотвореніи " вдохновеніе" представлено, какъ "наитіе свыше", творчество – какъ священнодѣйствіе, принесеніе жертвы Аполлону…



"Чернь".

|< Пред. 169 170 171 172 173 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]