История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 517 из 526

Безъ національностейчеловѣчество было бы мертвымъ логическимъ абстрактомъ,- словомъ безъ содержанія, звукомъ безъ значенія. Въ отношеніи къ этому вопросу, я скорѣе готовъ перейти на сторону славянофиловъ, чѣмъ оставаться на сторонѣ тѣхъ гуманнческихъ космополитовъ, потому что если первые и ошибаются, то какъ люди, какъ живыя существа,- а вторые и истину-то говорятъ, какъ такое-то изданіе такой-то логики".

Онъ вѣрилъ въ русскій народъ, въ его будущее: "Да, въ насъ есть національная жизнь,- говоритъ онъ,- мы призваны сказать міру свое слово, свою мысль, но какое это слово, какая мысль – объ этомъ пока еще рано намъ хлопотать!". "Мы вѣримъ и знаемъ,- писалъ онъ въ одной статьѣ,- что назначеніе Россіи есть всесторонность и универсальность: она должна принять въ себя всѣ элементы жизни духовной, внутренней, гражданской, политической, общественной и, принявши, должна сама быстро развить ихъ изъ себя {Ср. мнѣніе Достоевскаго о "всемірной отзывчивости, какъ главнѣйшей способности нашей національности".}.

Взглядъ на русскую исторію и литературу.

Теперь, окрыленный Гегелемъ, онъ примиряется съ русской исторіей, признаетъ существованіе исторіи русской литературы. Но не изученіе фактовъ привело его къ этому вѣрному заключенію, a Гегель съ его системою "развитія".

"Важнѣе всего то,- пишетъ онъ въ 1842 г.

|< Пред. 515 516 517 518 519 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]